- ИЗМЕНЕНИЕ, ДОПОЛНЕНИЕ, ИСПРАВЛЕНИЕ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ И АННУЛИРОВАНИЕ ЗАПИСЕЙ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ
- в соответствии со ст. 226 КоБС заявление о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния подается в государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту жительства заявителя и должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 10 дней со дня подачи заявления, а при необходимости проведения дополнительной проверки, запроса сведений и (или) документов от других государственных органов, иных организаций Республики Беларусь - в срок до 3 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных ч. второй указанной статьи. Если для рассмотрения заявления о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния государственным органом, регистрирующим акты гражданского состояния, необходимо получение сведений и (или) документов от компетентных органов других государств, то соответствующие запросы направляются государственным органом, регистрирующим акты гражданского состояния, в трехдневный срок со дня подачи заявления о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния. Заявление о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния должно быть рассмотрено государственным органом, регистрирующим акты гражданского состояния, в срок, не превышающий одного месяца со дня получения всех необходимых сведений и (или) документов от компетентных органов других государств. Внесение изменений, дополнений, исправлений в запись акта гражданского состояния производится государственным органом, регистрирующим акты гражданского состояния, по месту нахождения записи акта гражданского состояния. После внесения изменений, дополнений, исправлений в запись акта гражданского состояния выдается новое свидетельство.Порядок внесения изменений, дополнений, исправлений, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния определяется разделом III Положения о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок отделами записи актов гражданского состояния местных исполнительных и распорядительных органов (далее - Положение), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г. N 1454 (в редакции постановления от 19 декабря 2006 г. N 1682).В соответствии с п. 84 Положения для внесения изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданами подаются заявления в письменной форме и документы, указанные в п. 94 перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. N 152. В случае исправления фамилии, собственного имени и отчества в связи с изменением, коррекцией половой принадлежности заявление о внесении изменений, дополнений, исправлений может быть подано как в отдел загса по месту жительства, так и в отдел загса по месту вынесения решения о необходимости смены пола Межведомственной комиссии по медико-психологической и социальной реабилитации лиц с синдромом отрицания пола при Министерстве здравоохранения. Внесение изменений, дополнений, исправлений в записи актов в отношении умерших производится по заявлению заинтересованных лиц, входящих в круг наследников.Внесение изменений, дополнений, исправлений в записи актов согласно предписаниям п. 85 Положения:1) производится на основании заключения отдела загса по месту жительства заявителя в случаях, если: в записи акта указано двойное собственное имя или двойное отчество; в записи акта не указаны фамилия, собственное имя, отчество или национальность родителей; в записи акта указаны неправильные сведения; при регистрации рождения ребенку было присвоено собственное имя без учета пожелания родителей; ребенок фактически носит собственное имя, отличное от того, которое указано в записи акта о его рождении, когда это вызывается интересами ребенка; в записи акта о рождении было указано неполное собственное имя ребенка (уменьшительное, ласкательное, сокращенное); необходимо исправление фамилии, собственного имени и отчества в связи с изменением, коррекцией половой принадлежности; в момент регистрации акта гражданского состояния были допущены ошибки (искажения, пропуск сведений или отдельных слов).При рассмотрении заявления о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов в указанных случаях отдел загса составляет материал из документов, представленных заявителем и поступивших по запросам отдела загса из государственных органов, других организаций. При рассмотрении заявления о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов лица, имеющего судимость или имеющего в документах различное написание фамилии, собственного имени, отчества, отдел загса направляет материал в орган внутренних дел по месту жительства заявителя для проведения проверки и вынесения заключения. На основании материалов отдел загса составляет заключение о внесении либо об отказе во внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов. При составлении заключения об отказе во внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов заявителю разъясняется порядок обжалования отказа;2) производится без вынесения заключения отдела загса по месту жительства заявителя в следующих случаях: при изменении фамилии, собственного имени, отчества, места и даты рождения в связи с усыновлением ребенка, а также в случае записи усыновителей в качестве родителей усыновленного; при изменении фамилии несовершеннолетнего ребенка в случаях, предусмотренных КоБС; при регистрации установления материнства и (или) отцовства; при поступлении заявления матери, не состоящей в браке (в случае ее смерти - по заявлению совершеннолетнего ребенка), о внесении в запись акта о рождении ребенка сведений об отце ребенка; в случае отмены решения суда об установлении материнства и (или) отцовства; при отмене усыновления; в связи с решением суда об исключении из записи акта о рождении сведений об отце или матери ребенка; при перемене фамилии, собственного имени и отчества; при изменении фамилии и отчества детей, не достигших 16-летнего возраста, в связи с переменой фамилии родителей и собственного имени отца; при установлении в судебном порядке неправильностей в записях актов.В этих случаях основаниями для внесения изменений, дополнений, исправлений являются: запись акта об усыновлении; решение органа опеки и попечительства, компетентного органа иностранного государства об изменении фамилии несовершеннолетнего ребенка; запись акта об установлении материнства и (или) отцовства; решение суда об установлении неправильностей в записи акта гражданского состояния; решение суда об исключении из записи акта о рождении сведений об отце или матери ребенка, об отмене ранее вынесенного решения суда об усыновлении, а также о признании брака недействительным; запись акта о перемене фамилии, собственного имени, отчества; заявление матери, не состоящей в браке, а в случае ее смерти - заявление совершеннолетнего ребенка о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка;3) внесение изменений, дополнений, исправлений в записи актов возможно также и в иных случаях, предусмотренных законодательством.Рассмотрение заявлений о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих за границей, зарегистрировавших акты гражданского состояния в органах загса Республики Беларусь, производится органом загса по месту хранения соответствующей записи акта по обращению дипломатического представительства или консульского учреждения Республики Беларусь (п. 86 Положения).Рассмотрение заявлений о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь и зарегистрировавших акты гражданского состояния в органах загса Республики Беларусь, производится в порядке, установленном законодательством.При внесении изменений, дополнений, исправлений в запись акта заявителю выдается новое свидетельство о регистрации акта гражданского состояния или пересылается в отдел загса по месту жительства заявителя для вручения.В соответствии с п. 89 Положения после внесения изменений, дополнений, исправлений в запись акта орган загса сообщает в архив органов загса, на хранении которого находится второй экземпляр записи акта, о необходимости внесения изменений, дополнений, исправлений во второй экземпляр записи акта.Для восстановления записи акта гражданами по предписаниям п. 90 Положения подаются заявления в письменной форме об исполнении решения суда и документы, указанные в п. 95 указанного перечня. Основанием для восстановления записи акта в соответствии со ст. 225 КоБС является решение суда об установлении факта регистрации акта гражданского состояния, об усыновлении в случае изменения места рождения усыновленного в соответствии с ч. второй ст. 217 КоБС.В восстанавливаемых записях актов сведения указываются в соответствии с решением суда (п. 91 Положения).Согласно п. 92 Положения при восстановлении записи акта о рождении в соответствии со ст. 217 КоБС запись акта о рождении усыновленного восстанавливается в книге регистрации восстановленных актов о рождении за текущий год, при этом в записи акта указывается наименование суда и дата вынесения решения об усыновлении, а также где, когда и за каким номером совершены запись акта об усыновлении и запись акта о рождении усыновленного, совершенная ранее. После восстановления записи акта о рождении усыновленного орган загса направляет сообщение о восстановлении записи акта о рождении как в орган загса, где находится первый экземпляр записи акта об усыновлении, так и в орган загса по месту хранения записи акта о рождении усыновленного, совершенной ранее. Получив такое сообщение, орган загса в записи акта о рождении и записи акта об усыновлении производит запись о месте совершения восстановленной записи акта о рождении, ее номер и дату и направляет сообщение об этом в соответствующий архив органов загса, на хранении которого имеется второй экземпляр записи акта о рождении, усыновлении, для внесения в записи актов аналогичных сведений.На основании восстановленной записи акта заявителю выдается или пересылается в отдел загса по месту жительства заявителя для вручения свидетельство о регистрации акта гражданского состояния (п. 93 Положения).Для аннулирования записи акта в соответствии с п. 94 Положения гражданами подаются заявления в письменной форме об исполнении решения суда. Для аннулирования записи акта граждане представляют:1) документы, удостоверяющие личность, полномочия на совершение действий от имени и в интересах других граждан;2) решение суда;3) свидетельство о регистрации акта гражданского состояния, выданное на основании аннулируемой записи акта.Основанием для аннулирования записи акта в соответствии со ст. 227 КоБС является решение суда о признании брака недействительным, об отмене усыновления, аннулировании записи акта гражданского состояния.Заявление согласно предписаниям п. 95 Положения должно быть рассмотрено и аннулирование записи акта произведено органом загса в срок, не превышающий 10 дней со дня подачи заявления.Об аннулировании записи акта орган загса сообщает лицу (лицам), по заявлению которого (которых) был зарегистрирован этот акт, а также архиву органов загса, на хранении которого находится второй экземпляр записи акта (п. 96 Положения).См. также Регистрация актов гражданского состояния.
Юридический словарь современного гражданского права. 2014.